Лечение задержки речевого развития и задержки психоречевого развития.

   Следует понимать, что задержка речевого развития и задержка психоречевого развития – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
  • Если речь ребёнка малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка психоречевого развития.

Причины задержки речевого развития и психоречевого развития.

   К нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

   У детей костная система очень тонкая и подвижная. Череп новорожденного представляют собой неокостеневшие, частично хрящевые образования, соединенные между собой легко подвижными швами, благодаря которым, в момент прохождения по родовым путям, череп новорожденного изменяет свою форму, за счет того, что косточки смещаются относительно друг друга.

   Часто повреждается не только череп, оболочки мозга, мозг, но и шейный отдел позвоночника. Отсюда может страдать иннервация мышц всего тела. Отсюда - проблемы с крупной и мелкой моторикой, с походкой. Может развиться клиника детского церебрального паралича.

   При патологических родах страдает не только череп и мозг, может пострадать вся соединительная ткань. Тогда проблема будет носить общий характер. Функциональное состояние центральной нервной системы, качество работы мозговых процессов (возбуждение и торможение) очень сильно зависит от того, в какой среде находится мозг. Мозг в норме, в черепе, находится в идеальных условиях, как бы поддерживается в невесомом состоянии за счет нормального давления и удельного веса спинномозговой жидкости. А циркуляция спинномозговой жидкости сильно зависит от состояния черепа. Травма черепа может возникнуть не только при патологических родах, но и при бытовых травмах. Дети могут удариться головой. Иногда даже легкий подзатыльник может вызвать ряд нарушений.

   Наиболее частая причина отставания в развитии — нарушение питания головного мозга из-за гипоксии (дефицита кислорода). Это может сопровождаться уменьшением поступления крови (ишемия), когда страдает обеспечение глюкозой и другие обменные процессы.

   При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно.

   У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается. В раннем возрасте мышление и память, речь и моторные навыки более тесно связаны друг с другом, а в старшем возрасте более независимы. Клиническая картина задержки развития зависит от возраста ребенка.

   Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что если вовремя начать лечение, то можно не только восстановить здоровье ребенка, но и вернуть его к полноценной здоровой жизни.

   Врач-остеопат при осмотре выявляет у ребёнка повреждённые в результате родов или других причин зоны и воздействует на них с целью восстановить функцию костной, нервной системы и кровоснабжения. Как следствие улучшается питание мозга и изменяется поведение и речь ребёнка.